Неразводной бледнокаменный трёхпролётный Аничков мост через Фонтанку в Санкт-Петербурге, выстроенный из кирпича, гранита и металла, является интересным для города и его гостей не только тем, что по нему можно перейти или переехать через реку Фонтанка в просвете Невского проспекта, но и своим не совсем обычным названием.
Санкт-Петербург славится своими «топонимическими легендами» не со вчерашнего дня. И она из таких легенд касается как раз названия Аничкова моста. Но сначала немного об истории.
Реальная этимология
Название «Аничков» произошло от фамилии Аничков, и это не легенда.
Подполковник Михаил Аничков был когда-то хорошим инженером и известной личностью в юном ещё Петербурге. Городу было всего 12 лет от роду, когда Петр Первый высочайше повелел подполковнику устроить через Фонтанку переправу.
А река Фонтанка тогда была достаточно диким водоёмом, в начале 18-го века. Она была необустроенной и очень широкой рекой. Тогда это место было, по сути, заболоченной окраиной Санкт-Петербурга, в который нельзя было комфортно въехать. В четыре раза Фонтанка была шире, чем сейчас. Её воды текли на ширине 200 метров. Но инженер Аничков сумел приблизительно за год со своими подчинёнными построить деревянный мост через Фонтанку. Это и был первоначальный прообраз Аничкова моста. Дело происходило в 1716-м году. Старинная деревянная переправа через эту реку (и её строители), которой теперь уже, конечно, нет, построенная Аничковым, и дала современное название Аничкову мосту.
Кстати, именем подполковника Аничкова назван и известный величественный дворец со строгой архитектурой, который можно увидеть неподалёку от моста. Сам Аничков этим дворцом никогда не владел, не он его и строил (да и вообще не при Петре Первом он строился, а при Елизавете), но название остаётся историческим и «именным». Сейчас в нём Аничков лицей и другие заведения.
Аничков мост по сей день стоит и действует, он относительно недлинный. Когда вступаешь на него, то хорошо видны лица людей, вступающих на противоположную его сторону. Но мост стал одним из любимых символов Санкт-Петербурга, как, например, и Мост для поцелуев. А скульптурные композиции на мосту, представляющие собою неких укротителей коней (с самими конями) создают атмосферу историчности и художественности. На подножиях конных групп можно заметить надпись: «Лепил и отливал барон Пётр Клот» (Клодт). Кони были установлены в 1841-м году. Барон за то и ко кресту был представлен. Во время Великой Отечественной войны коней сняли и закопали в парке Аничкова дворца. Очень интересен и дизайн решётки моста.
Легендарная этимология
Официальное название моста, как известно, звучит как «Аничков» (с ударением на втором слоге). Но один из трепетных полумистических топонимических мифов о том, что в Петербурге в старые времена жила некая Анечка (Аничка), любившая прогуливаться по мосту и однажды бросившаяся с него в неспокойные воды Фонтанки, переместил народное ударение, сменил суффикс, и название превратилось в «Аничкин» (то есть в анечкин). Именно под таким легендарным названием мост вошёл в некоторые классические литературные русские произведения. Ударение на первом слоге используется по сей день и некоторыми коренными петербуржцами.
Кони и люди
Аричков мост поначалу был невзрачной деревянной переправой, которой на смену в 1785 году пришла каменная. К 1839 году стало ясно, что мост хоть и надежен, однако чересчур узок для большого города. Предпринятая перестройка и придала мосту его современный вид. Она началась в1840 году, после чего встал вопрос об эстетическом оформлении строения. Петербургский скульптор-анималист Петр Клодт в то время работал над скульптурами ведомых юношами коней, которые предназначались для украшения пристани набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Однако коням нашли другое применение: в ноябре 1841 года взвод саперов переместил их из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке. Скульптуры установили на западном берегу реки, с противоположной же были размещены их гипсовые копии, выкрашенные под цвет бронзы. Клодт принялмя за дело, и в течение следующего года создал еще две скульптуры на замену гипсовым. Казалось бы, история строительства моста окончена, но не тут-то было:: по указанию Николая I новые фигуры подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и перевезли их в Берлин. Делать нечего - Клодт вновь принялся за фигуры коней и юношей. Они были установлены на Аничковом 9 октября 1843 года и простояли всего лишь три года – на этот раз их подарили королю Сицилии Фердинанду II и увезли в Неаполь. Даже не очень суеверный человек Клодт увидел в этом знак судьбы и вместо очередных копий решил создать совершенно новую композицию на тему покорения природы человеком. Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году, а в 1850 скульптурные группы украсили наконец мост. Четыре образа соответствуют этапам укрощения коня: в первой группе изображен человек с кордой в руках, во второй – попытка коня вырваться на свободу, в третьей – постепенное утверждение воли человека, в четвертой – человек, спокойно идущий рядом с укрощенным конем. Кони третьей и четвертой группы, в отличие от первых, подкованы. Легенда гласит, что Николай I на церемонии открытия моста хлопнул художника по плечу и заявил: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»